Травмы в художественной гимнастике у детей. Основные травмы в художественной гимнастике. Оказание первой медицинской помощи. Болезни костей и суставов

Проблемы со спиной - самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) - из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения

Растяжения - стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц - это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Болезни костей и суставов

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Риск серьезной травмы

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика - один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Боль

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

Диета

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Большая загруженность

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Ответственность

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями. Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания. Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий - количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

Художественная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта. Дети, мечтающие стать профессиональными «художницами», и уже сложившиеся гимнастки должны в совершенстве владеть своим телом, чувствовать, что называется, изнутри специфику двигательной системы организма. Без подобного самоощущения гимнастка никогда не добьется успеха. Конечно, можно разработать моторную систему человека до совершенства, но век таких спортсменок будет недолгим: чаша травм перевесит на весах чашу трудолюбия. Иное дело обстоит со спортсменками, которым самой природой дано быть гибкими и изящными: именно такие девочки возьмут от тренера самые важные навыки работы над собой для развития тела и будут достигать высоких результатов. Однако и прирожденных гимнасток травмы не обходят стороной.

(с)www.mg-vrn.ru

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.

По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.

Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

(с) www.lori.ru

Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.

Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.

При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.

Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.

Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.

Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.

Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.

Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.

Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.

Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.

Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.

Спортивная гимнастика — тяжелый спорт, травмы, к сожалению, здесь обычное дело. Чтобы избежать серьезных последствий сложных упражнений, нужно понять, что спорт высоких достижений — это наука и хорошо знать технику безопасности, снаряды своего вида спорта. В спортивной гимнастике нужно четко знать свои возможности и давать организму отдых и время на восстановление, ни в коем случае не работать на износ, это поможет избежать тяжелых травм, хотя экстремальность самого спорта уже само собой вызывает постоянные опасения.

Причины

На травматизм в спортивной гимнастике влияет продолжительность занятий, при сильных нагрузках организм спортсмена переутомляется и возникает риск травм. Серьезные повреждения часто возникают на соревнованиях высокого уровня, где спортсмены с большой частотой делают сложные элементы, особенно это касается тренировок, на которых возникает 95% всех травм. Если на соревнованиях спортсмен имеет возможность восстановиться между выступлениями, то на тренировках сложнейшие действия повторяются постоянно на протяжении многих часов.

К основным причинам травм относятся:

Гимнастические снаряды

В женской гимнастике есть четыре вида упражнений — опорный прыжок, брусья, колода и вольные упражнения. Все они опасны по-своему. Например, колода узкая, она имеет в ширину десять сантиметров, она твердая, хотя небольшое мягкое кожаное покрытие есть. На сложных элементах нога может промахнуться, соскользнуть и спортсмен ударится о колоду или упадет на пол.

На разновысоких брусьях травмы бывают не только от падений, но также от ударов ногой при раскручивании на более высоком брусе. Не смотря на то, что снаряд регулируют (разводят) по росту спортсменки, все же девушки должны сгибать или разводить ноги в полете, чтобы не задеть нижний брус.

На опорном прыжке бывают травмы двух типов — при ударе рукой о козла можно травмировать или даже сломать кисть. Чтобы кисть не пострадала, иногда надевают на руку специальные фиксаторы кисти с вшитыми двумя пластиковыми пластинами. Профессиональные гимнасты на опорном прыжке могут делать двойное и даже тройное сальто. Чтобы выйти на такое количество оборотов, нужно значительно выпрыгнуть вверх, и падение с высоты плюс ускорение на раскрутке могут серьезно травмировать спортсмена при неудачном приземлении.

Вольные упражнения состоят из множества акробатических элементов — сальто, рондат, фляк, колесо, винт которые исполняются под музыку, часто в очень быстром темпе. Поэтому нужно их исполнять по определенной технике, которая включает правила исполнения и безопасность. Конечно, даже при идеальном подходе травм трудно избежать, но все же нужно сотрудничать с тренерами, в том числе и по акробатике и хореографии, которые обучены нормативам безопасного исполнения упражнений.

Часто травмы возникают на прыжках на батуте, часто травмы возникают у спортсменов спортивной гимнастики, которые отрабатывают на тренировках акробатические элементы.

Судьбы спортсменов

Несмотря на то, что спортивная гимнастика явно предрасположена к травмам, тяжелые и смертельные травмы здесь случаются редко. Некоторые из трагедий спортсменов:

  1. Елена Мухина была самой перспективной гимнасткой СССР, она в 1978 году стала чемпионкой мира, однако, при подготовке к олимпийским играм, в 1980 году получила травму позвоночника и до смерти, на протяжении 26 лет была прикована к постели. Чтобы поддержать спортсменку, к ней ежегодно приезжал, щоб підтримати спортсменку Хуан Антонио Сомаранч.
  2. Делая опорный прыжок в 1988 году на чемпионате в Японии, спортсменка из США Джулисса Гомес поскользнулась на гимнастическом мостике и ударилась головой о коня. Парализованная спортсменка была на аппарате искусственного дыхания, однако этот аппарат сломался, что повлекло необратимые изменения в головном мозге. Джулисса прожила еще три года на попечении семьи, пока в 1991 году не скончалась от инфекционного заболевания в возрасте 18 лет.
  3. Спортсменка Кристи Генрих слишком впечатлилась высказыванием судьи на соревнованиях в Будапеште, что она имеет лишний вес. После этого она перестала питаться, у нее развилась анорексия и она умерла через шесть лет в возрасте 21 год при весе 21 килограмм.
  4. Чемпион мира по спортивной акробатике Сергей Погиба на чемпионате России в 1992 году во время исполнения сложного винта приземлился на голову и сломал шейный позвонок. Спортсмен частично восстановился, но остался прикован к инвалидной коляске.
  5. В 1997 году спортсменка-батутистка Татьяна Селищева повредила позвоночник, у нее отказали ноги. Сейчас ноги частично восстановились, есть надежда, что она будет передвигаться самостоятельно.
  6. Олимпийская чемпионка, гимнастка из Румынии Александра Маринеску в 1997 году повредила позвоночник, после сложных операций она все равно осталась инвалидом в возрасте 15 лет.
  7. Китайская гимнастка Сань Лань в возрасте 17 лет на соревнованиях 1998 года в Нью-Йорке на опорном прыжке упала головой на маты. Длительная операция не смогла полностью восстановить двигательные функции. Гимнастку в США поддержали голливудские звезды — Джеки Чан, ди Каприо, певица Селин Дион спела спортсменке хит из «Титаника». В 2008 году спортсменка несла Олимпийский огонь на Параолимпийских играх в Пекине.
  8. Евгений Шабаев был сильным спортсменом, но занимать почетные места на серьезных соревнованиях не получалось. Постоянные неудачи и травмы подорвали здоровье спортсмена, и он в возрасте в 1998 году 24 лет умер от сердечного приступа, находясь на автобусной остановке.
  9. Румынская гимнастка, член юниорской сборной Александра Хучи в возрасте 12 лет в 2001 году умерла от сердечной недостаточности, которая была вызвана врожденным заболеваниям. Она потеряла сознание на тренировке, к сожалению, болезнь сердца была диагностирована только после смерти.
  10. Русская спортсменка Мария Засыпкина в 2001 году стала серебряным призером чемпионата мира по спортивной гимнастике. При исполнении сложного элемента без страховки упала головой на пол, гимнастку парализовало. Последующая операция была довольно удачной, шейный позвонок заменили титановой пластинкой. Девочка не только стала ходить, но и сделала попытку вернуться в спорт, хотя врачи были категорически против этого.
  11. Гимнаст из Германии Йохан Хаблик в 2002 году сломал шейный позвонок и вследствие этого ему парализовало левую руку.
  12. Гимнаст из Камеруна Алим Хассан при неудачном приземлении проломил череп и вскоре умер после этого в госпитале.
  13. В 2004 году немецкий гимнаст Ронни Зисмер на вольных упражнениях, при исполнении двойного сальто, сломал шейный позвонок. Он прикован к инвалидному креслу и с трудом двигает руками, но делает усилия, чтобы полностью восстановиться, несмотря на неутешительные прогнозы врачей.
  14. На чемпионате Китая в 2007 году гимнастка Ван Ян сломала шею при соскоке с разновысоких брусьев. Врачи прогнозировали паралич, однако через четыре месяца 15-летняя девочка передвигалась с помощью костылей. Восстанавливалась спортсменка постепенно в специальной клинике, на протяжении двух лет, после чего в 2010 году переехала жить домой.
  15. Австралийская спортсменка Мишель Мейтленд в 2009 году на тренировке выпрыгнула за пределы батута и ударилась головой о пол, получив смертельную травму. Спортсменке было всего 19 лет.

Большая часть травм в художественной гимнастике имеют хронический характер. Как правило, спортсменки не обращают внимания на недомогание и продолжают тренироваться. Отсюда и вытекают хронические травмы, которые запущены и забыты. Такое поведение приводит к неутешительным последствиям. Здесь можно вспомнить печальную историю Лейсан Утяшевой, которая продолжала тренироваться с переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги. Кроме, хронических травм, безусловно, гимнастки подвержены и острым травмам, таким как растяжение, ушибы и вывихи. Их несложно диагностировать и они быстро проходят при своевременном и правильном лечении.

По статистике травмы нижних конечностей встречаются чаще, так как на них приходится большая часть нагрузки. Как правило, гимнастки травмируются в случае, если техника исполнения того или иного элемента не доработана. Часто встречаются случаи, когда гимнастки занимаются художественной гимнастикой вопреки вердикту врачей. Для занятий художественной гимнастикой требуется хорошее здоровье, отличный иммунитет, отсутствие таких заболеваний, как миопия, сколиоз, плоскостопие.

Одни их самых распространенных травм в художественной гимнастике - это растяжение мышц, связок и сухожилий. Для их предотвращения врачи рекомендуют увеличить время на растяжку.

Не менее редка травма коленного сустава, связанная с развитием прыгучести у гимнасток. Также подобные травмы часто возникают при исполнении элемента «гранд жете». Во избежание такой травмы следует максимально концентрироваться в момент прыжка и во время тренировок использовать правильную тренировочную одежду для гимнастики .

Также частой травмой является травма, связанная с инверсией стопы внутрь. В этом случае важен абсолютный покой и фиксирующая повязка. Кроме травм лодыжек не менее редки хронические заболевания: тендинит (дистрофия ткани сухожилия) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

КАК ПРЕДОВРАТИТЬ ТРАВМЫ?

Перечислим приемы, которые можно использовать для предотвращения травм: прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти; упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц; вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов; вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах.

Также, чтобы предотвратить травмы нужно уделять больше внимания упражнениям на растяжку и соблюдать тренировочный режим: не переутомляться и заниматься с перерывами.

Дата создания: 09.10.2013 16:19:51
Начало активности (время):
Картинка для анонса: Array

– вид спорта, который предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, предполагает наличие высоких компенсаторных возможностей его организма, а также требует строгого соблюдения техники безопасности при выполнении базовых элементов и комплексных упражнений.

Для этого вида спорта характерны хронические травмы, что связано с постоянными интенсивными нагрузками на определённые анатомические структуры, во время которых компенсаторные возможности организма исчерпываются. В результате многократного повторения одних и тех же упражнений, превозмогая боль, в организме спортсменки формируются необратимые изменения на морфологическом уровне, которые в последствие трансформируются в функциональные проблемы.

Если острая травма, не заметить которую просто невозможно, предполагает незамедлительное оказание неотложной помощи, то хроническая травма долгие годы может существовать без должного лечения, что только усугубляет состояние и становится причиной серьёзных нарушений, которые крайне сложно поддаются коррекции.

К основным причинам травматизма в художественной гимнастике западная спортивная медицина относит:

1. Неготовность организма спортсмена к определённому виду нагрузок в силу его физиологических показателей или вследствие несоответствия состояния здоровья должному уровню (в секцию художественной гимнастики принимается человек, который имеет медицинские противопоказания для занятий данным видом спорта).

2. Нарушение техники исполнения тех или иных элементов, что может быть связано как с незнанием базовых принципов их выполнения, так и с нежеланием освоить их.

3. Неправильную методику обучения, что особенно актуально для юных спортсменок, которые только пришли в большой спорт.

4. Слишком длительные занятия, не оставляющие необходимого для полноценного восстановления времени организму.

5. Недостаточное количество часов, выделяемое для разминки, неотъемлемой составляющей которой в художественной гимнастике является .

К наиболее частым травмам среди спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, относят (по частоте их возникновения):

Травмы голеностопного сустава и стопы

Травмы коленного сустава и голени

Травмы тазобедренного сустава и бедра

Повреждения поясничного отдела позвоночника и другие травмы спины

Травмы голеностопного сустава - наиболее частые острые травмы у спортсменов, занимающихся художественной гимнасткой. К ним относятся:

Растяжение связок голеностопного сустава

Разрыв ахиллова сухожилья

Повреждение сухожилья задней большеберцовой мышцы

Повреждение сухожилья большой и малой малоберцовой мышцы

Травмы синовиальных влагалищ мышц данной области

Симптомы: боль в месте повреждения, отёчность тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: иммобилизация, холод в первые сутки после травмы, противовоспалительная терапия.

Травмы стопы встречаются вследствие неправильного приземления. К ним относятся:

Переломы и повреждения связок пальцев, прежде всего, большого пальца вследствие его постоянного чрезмерного разгибания и сгибания, и плюсневых костей

Переломовывих в предплюснеплюсневых суставах

Подтаранный вывих стопы

Симптомы травм: боль в области поражения, отёк тканей, ограничение подвижности

Неотложные мероприятия: покой, возвышенное положение стопы для уменьшения явлений отёка, использование в первые сутки после травмы холода.

Травмы коленного сустава в художественной гимнастике связаны с многочисленными прыжками, во время приземления после которых имеют место микротравмы связок надколенника.

Симптомы: боль различного характера в области колена, которая усиливается во время нагрузок.

Неотложные мероприятия: покой, местное применение противовоспалительных средств.

Травмы голени предполагают переломы большой берцовой (в средней трети) или малой берцовой кости (дистальный отдел)

Симптомы: боль, отёк тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: холод и покой в первые часы после травмы, иммобилизация, восстанавливающая терапия, ЛФК после снятия гипса.

Среди травм тазобедренного сустава и бедра особое место занимают растяжения мышц паховой области и заднебедренной поверхности.

Перерастяжение мышц данной области во время занятий художественной гимнастикой неизбежно. Боли в мышцах могут возникать как вследствие перерастяжения мышечных волокон, так и в результате нарушения целостности отдельных мышечных веретён, когда имеет место растяжение мышц той или иной степени.

При растяжении мышц I степени имеют место одиночные поражения мышечных волокон на фоне интактных соединительнотканных структур.

Симптомы: болевые ощущения возникают на пике нагрузки и при пальпации.

Неотложные мероприятия: покой на 4-5 дней, расслабляющий массаж, местно противовоспалительные средства.

Растяжение мышц II степени , кроме повреждения мышечных волокон, предполагает минимальные травмы соединительнотканных структур.

Симптомы: резкие боли при движении и во время пальпации

Неотложные мероприятия: покой, холод в первые сутки после травмы, физиотерапия на протяжении всего периода восстановления. Занятия начинаются в бассейне, только после достижения максимальной интенсивности нагрузок в воде можно переходить к занятиям в зале.

Растяжение мышц III степени или разрыв мышц сопровождается формированием внутримышечной гематомы.

Симптомы: резкая боль, мышечная слабость, нарушение подвижности, разлитая локальная боль.

Неотложные мероприятия: холод в первые сутки, обезболивающие средства, покой, по мере восстановления мышечной силы – ЛФК, тренировки в бассейне.

Повреждения поясничного отдела позвоночника и травмы спины являются главной причиной болей в пояснице, на которую, в соответствии со статистическими данными, жалуется до 85% спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Болезненные ощущения возникают в результате переразгибания в поясничном отделе позвоночника, а хронические микротравмы тел поясничных позвонков и межпозвоночных дисков могут привести к таким проблемам как:

Спондилолистез

Спондилолиз

Повреждение замыкательных пластин тел поясничных позвонков

Компрессионные переломы в данной области.

Симптомы: боли, тугоподвижность суставов.

Неотложные мероприятия: иммобилизация на несколько месяцев.

Для предупреждения травм в художественной гимнастике рекомендуется реализовать следующий перечень мероприятий:

1. Сократить количество часов тренировок до 20 в неделю.
2. Увеличить продолжительность растяжки до 40 минут в день.
3. Уменьшить суммарный объём общефизической подготовки до 5 часов в неделю.
4. Включить в режим дня спортсменов посещение бассейна.
5. Подобрать пищевой рацион таким образом, чтобы организм спортсмена получал достаточное количество пластического материала и энергии, а также все необходимые биологически активные вещества, и при этом объём жировой ткани не превышал 5-10% массы тела.

Особого внимания заслуживают дети, которые только начали спортивную карьеру в художественной гимнастике. В соответствии со статистическими данными, опубликованными американскими врачами, наибольшее количество небольших травм юных спортсменов приходится на возраст от 5 до 17 лет, причём наибольшее количество травм регистрируется у гимнасток в возрасте от 12 до 17 лет. Самые тяжёлые травмы, которые иногда не только являются причиной пропусков тренировок, но и заставляют подростка бросить спорт, возникают в возрасте 14-17 лет.

Появление травм у юных гимнасток должно стать причиной тщательного изучения состояния здоровья ребёнка, выявления противопоказаний к занятиям художественной гимнастикой. Крайне важно, чтобы на период реабилитации было выделено достаточно времени, а возобновление тренировочного процесса начиналось в бассейне, и только после достижения максимальной тренировочной нагрузки в воде занятия проводились в зале с соответствующим снижением уровня нагрузок и постепенным последующим их нарастанием.

По материалам sportmedicine.ru

Похожие статьи