Памятка для родителей артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем, необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полу

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 11.01.2013 01:00 Просмотров: 3350

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.


Памятка для родителей

    Ребёнок должен прийти в детский сад, переодеться, вымыть руки и подготовиться к занятиям не позднее времени проведения воспитателями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.

    У ребёнка ежедневно должна быть папка с принадлежностями для занятий (тетрадь, касса букв, бумажные носовые платки).

    Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

    Поставленные логопедом звуки должны постоянно контролироваться в речи детей родителями.

    Не пропускать занятия без уважительной причины.

    Все логопедические занятия проходят только на положительных эмоциях. Необходимо заинтересовать ребенка в правильном выполнении каждого упражнения.

    Все занятия проводятся взрослыми и обязательно перед зеркалом . Взрослый является примером правильного выполнения упражнения. Все артикуляционные упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

    Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

    У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

    Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

    Перед занятием напомните ребенку подготовиться к занятию (вымыть руки, остричь ногти и достать стерильные салфетки). Часто при выполнении упражнений язычок не слушается, и ребенок пытается захватить его руками.

    Занятия гимнастикой должны быть ежедневными по 5-10 минут в день. Каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. У ребёнка должно быть оборудовано рабочее место с большим зеркалом и достаточным освещением.

Артикуляционная гимнастика.

Название упражнения,

Описание упражнения

«Бегемотики».

Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта 5, потом закрыть рот. Повторить 3- 4 раза.

«Заборчик»

Улыбнуться, показав верхние и нижние зубы, удерживать положение губ под счёт до 10.

«Трубочка»

Вытянуть губы, как при звуке «у», у

«Заборчик-трубочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (как при «у»), затем улыбнуться, показать зубки.

«Блинчик»

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт до 10. Чтобы язык расслабился, можно похлопать по языку губами, проговаривая «па-па-па».

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка тянуться попеременно к правому и левому углам рта.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка попеременно то достаём до верхних зубов, то упираемся в нижние зубы.

«Почистим зубки»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим по верхним зубам, затем упираемся язычком в нижние зубки, водим из стороны в сторону.

«Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот и щёлкать языком громко и энергично.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о...

Памятка для родителей «Упражнения звуковой гимнастики и психогимнастики».

МАДОУ детский сад №63 Памятка для родителей Здоровьесберегающие технологии для детей и их родителей. «Упражнения звуковой гимнастики и психогимнастики». Звуковая гимнастика....

Уважаемые родители!

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений,

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

По материалам СМИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

(памятка родителям)

2015 год

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


П А М Я Т К А!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, координацией движений языка и губ.

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Легкое постукивание зубами -

губы разомкнуты.

4. «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ:

1. «УЛЫБКА» - растягивание сомкнутых губ (зубы сжать)

2. «ТРУБОЧКА» вытягивание губ вперед.

3.Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

(Три предыдущих упражнения вы-полняются также с сомкнутыми губами).

4. «ХОБОТОК» - вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы

5.Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

6.Вытягивание нижней губы под верхнюю .

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):

1. «БОЛТУШКА» - движения языком

вперед-назад.

2. «ЧАСИКИ» - вправо-влево

3. «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз

4. Круговые движения языком.

5. «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.

6. «ЛОПАТКА» - широкий, мягкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе,

7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед

8.«ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий

язык, боковые края загнуть вверх,

втянуть в себя щеки и воздух.

9.«ГРИБОК» - широкий плоский

язык присасывается к твердому

небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам

10. «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в

форме чашечки поднят кверху, края

прижаты к верхней губе

11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание

вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

12.«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» -

А) покусывание кончика

широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;

б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами. «ПЯ-ПЯ-ПЯ»


Похожие статьи

  • В чем разница между грудным и диафрагмальным дыханием и как научиться дышать животом?

    Поверхностное и неглубокое дыхание - типичная проблема современного жителя большого города. Загрязненный воздух, курение, работа в сидячем положении и малоподвижный образ жизни - все эти факторы крайне негативно сказывается на технике...

  • Разрешим бесконечный спор

    Этот вопрос задают себе не и начинающие спортсмены, и спортсмены со стажем. Ведь у всех есть свои дела, обязанности, индивидуальные особенности. У одних есть свободное время утром, у других вечером, а у третьих – во время обеда, в середине...

  • Сводит челюсти (спазмы мышц): что это за симптомы и что делать?

    Пациенты нередко жалуются на то, что у них сводит скулы. Спазматические явления хорошо знакомы женщинам во время беременности. При этом может развиваться спазм как верхней, так и нижней челюсти. Установить причины этого явления может...

  • Можно ли похудеть с помощью массажа

    Желание похудеть свойственно многим людям, спортивные занятия и правильное питание является постоянными спутниками стройной фигуры, но иногда их бывает недостаточно. Ускорить процесс похудения помогут различные разновидности специальной...

  • Можно ли бегать в 30. Можно ли бегать в мороз? Как бегать зимой по утрам

    И осуществляют регулярные пробежки на улице, бросают свое занятие при наступлении первых холодов. При этом оправдание подобного решения находится очень быстро – «холодно ведь». На самом деле зимний бег в некотором роде даже более полезный,...

  • Как похудеть с помощью меда: лучшие рецепты

    – это уникальный и целебный продукт, известно, наверное, всем. А знаете ли вы, что мед можно использовать для похудения ? На чем основано это свойство, и что нужно делать, чтобы похудеть ? Мы расскажем, как правильно использовать мед для...