Какие походы относятся к спортивному туризму. Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в республике беларусь. История развития спортивного туризма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

Гуманитарный факультет

Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма

Курсовая работа:

Спортивный туризм

Выполнил:

студент 4 курса

группы ЭУ-42
Кузнецова Н.Н.

Проверила:

Дивина Н.А

Санкт-Петербург

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 История спортивного туризма…………………………………………...4 1.2 Виды спортивного туризма………………………………………………6 1.3 Формы спортивного туризма……………..……………………………...7 1.4 Виды передвижения в туризме…………………………………………..9

2. Классификация маршрутов………………………………………….……10

3. Разряды в спортивном туризме……………………………………....…...10

4. Туристко-спортивные мероприятия……………………………...……....11

Заключение……………………………………………………………………...13

Библиографический список…………………………………………………....14

Введение

Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009 г.г.).

1.1 История спортивного туризма

Спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими. Сложность определяется продолжительностью и протяжённостью маршрутов, количеством и разнообразием естественных препятствий. Многодневные походы (пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, автомобильные, на мотоциклах и мопедах) проводятся по маршрутам 5 категорий сложности. Маршруты повышенной сложности, особенно 4-5-й категорий, требуют хорошей общефизической и специальной подготовки. Походы проводятся, как правило, при содействии спортивных и туристских клубов, советов спортивных обществ, коллективов физкультуры. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются т. н. походы выходного дня и соревнования по видам туристской техники (по некоторым проводятся всесоюзные соревнования).

Порядок формирования туристских групп, права и обязанности их участников и руководителей, оформление документации, разработка и подготовка маршрутов и т. п. регламентируются «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» (утверждены Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1972).

Спортивный туризм это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях. В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.

Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные "шестерки" на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные "шестерки" это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.

Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 - 6 лет.

1.2 Виды спортивного туризма

Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.

Индивидуальные (заказные) туры - это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.

Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour - пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

1.3 Формы спортивного туризма

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

Глава 1. Характеристика спортивного туризма как вида спорта

Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности.

Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.

Определенные ограничения минимизации усилий и максимального уровня безопасности связаны с характером препятствий и условиями их преодоления, а поэтому в каждом конкретном случае требуется решение задачи оптимизации. Например, при прохождении сложного скального рельефа требуется применять совершенную скальную технику и обеспечивать надежную страховку. Оптимальное решение такой задачи возможно при работе умеренной мощности. Как замедленное, так и ускоренное прохождение сложного скального рельефа в походных условиях может привести к потере необходимого уровня безопасности.

В теории спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991) первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий.

Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью.

В туристских походах есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями по тропе с рюкзаками. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий. В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.

Характеристикой подготовленности спортсменов к нагрузкам могут служить данные по ЧСС при велоэргометрии у 18 мастеров спорта по альпинизму в возрасте от 28 до 48 лет, приведенные в табл. 1 (Газенко О.Г., 1987).

В таблице представлены индивидуальные и среднегрупповые величины изучаемых показателей при разных физических нагрузках субмаксимального уровня. Переносимость физической нагрузки расценивалась как хорошая, т. е. реакция всех ЭКГ-показателей была адекватной выполненной работе, а нормализация их практически завершилась к концу 10-минутного периода восстановления по всем показателям, кроме ЧСС, которая оставалась выше исходного уровня примерно на 30 %.

Средний объем выполненной работы на человека в группе при частоте пульса около 150 уд./мин составил 17458 + 920 (11250-25050) кгм, объем работы в расчете на 1 кг веса обследуемого - 244,0 + 11,0 (156,3-321,2) кгм/кг, минутное потребление кислорода в этот период в среднем по группе составило 3096 ± 54 (2750-3568) мл/мин, потребление кислорода в минуту на 1 кг веса -43,5 + 1,04 (36,8-51,7) мл/кг, а затраты кислорода на выполнение 1 кгм работы -2,33 ± 0,04 (2,00 - 2,62) мл/кгм.

Результаты этого обследования выявили наличие высокого уровня работоспособности в данной группе спортсменов, готовящихся к Гималайской экспедиции.

Из опыта горнолыжных походов высших категорий сложности и восхождений в рамках чемпионатов СССР (Федотов Ю.Н., 1985) можно сделать вывод о том, что модельные характеристики физических нагрузок, в спортивном туризме (горный вид) и альпинизме практически одинаковы. Поэтому и подготовка, и подготовленность спортсменов в этих формально разных видах спорта практически идентичны.

Данные, приведенные в табл. 1, могут служить в качестве модельных при подготовке туристов-спортсменов к сложным туристским походам в любых видах спортивного туризма, хотя наиболее адекватно они отражают специфику горного туризма.

Эти данные позволяют также ориентировочно оценить среднюю величину максимального потребления кислорода (МПК) туристов-спортсменов как модельную характеристику. Величина МПК (в мл в мин на 1 кг веса) надежно характеризует физическую работоспособность человека и является основой для определения максимальной аэробной мощности. Оценки МПК существуют в различных видах спорта и колеблются, по данным В.Л. Карпмана, от максимальной в лыжных гонках на длинные дистанции (у мужчин - 77±3) до минимальной у метателей в легкой атлетике (43±1).

Ориентировочно величина МПК туристов-спортсменов может быть определена на основе известного утверждения, что хорошо тренированные спортсмены при ЧСС 150 уд./мин имеют потребление кислорода в среднем 65% от МПК (Чепик В.Д.). В таком случае нетрудно оценить модельную характеристику МПК туристов-спортсменов, равную 66,9+1 (56,6-79,5), что сравнимо по среднему значению с МПК у спортсменов, занимающихся спортивной ходьбой и греблей, а по максимальному - с лыжными гонками.

Таблица 1 - Частота сердечных сокращений (уд./мин) при велоэргометрии

Обследуемый

Ступени нагрузки, кгм/мин

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на развитие выносливости

В России элементами спортивного ориентирования стали заниматься туристы. Они первые с рюкзаками на плечах целыми командами участвовали в соревнованиях по прохождению «закрытых маршрутов». Чаще один опытный вел от пункта к пункту всю группу...

Вьетнам как направление выездного туризма в Российской Федерации

По всему побережью, особенно в Южном Вьетнаме, есть много прекрасных песчаных пляжей, в которых инфраструктура и индустрия развлечений не развита или развита мало. Тем не менее, на многих таких пляжах имеются небольшие отели, бунгало...

Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения игре. Выделяют следующие этапы: а) формирование предпосылок для ознакомления, изучения разучиваемого приема...

История развития дзюдо

"Нет границ на пути мягкости, И для сердца не будет врагов" [Мифунэ Кюдзо] японский средневековый дзюдзюцу дзюдо воспитание Современное дзюдо обычно представляют как спорт, боевое искусство, духовную дисциплину...

Отдых в Испании - это прекрасные морские пляжи Испании и Канарских островов, сети отелей любого уровня и множество разнообразных развлечений и курортных услуг. Согласно новому испанскому закону о борьбе с курением...

Применение подвижных игр на льду в физической и технической подготовке юных шорт-трековиков

Шорт - трек появился в конце прошлого века в Северной Америке, но кто был его изобретателем, до сих пор остается загадкой. Англичане считают, что этот захватывающий вид спорта придумали их соотечественники, но на родине он не привился...

Пропаганда здорового образа жизни средствами спортивного туризма

Развитие горнолыжного туризма в Пермском крае

Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость...

Разработка сценария церемонии открытия соревнований по фитнес–аэробике на базе Волгоградской государственной академии физической культуры

Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире благодаря доступности возраста и пола и, конечно, зрелищности. Она стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни (Нестерова, Т.В....

Роль тренера в команде

Хоккей на траве - игра в мяч клюшками на травяных площадках, которые в последнее время все чаще заменяются искусственным покрытием. Игра эта была известна еще в Древней Греции, и называли ее «файнинда»...

Современная система ориентации и отбора в спортивных играх (баскетбол)

Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

Спортивное ориентирование - молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе...

Единой общепринятой классификации спортивного туризма не существует. В научной литературе встречаются классификации и группировки видов туризма на основании самых разных критериев. Самой распространенной, является классификация, по основному виду деятельности. Согласно ей, выделяют различные виды спортивного туризма: спортивно-оздоровительный, событийный спортивный, спортивный (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема классификации спортивного туризма

Событийный спортивный туризм можно классифицировать по различным критериям, важнейшими из которых являются:

В зависимости от того, по какому виду спорта мероприятия посещаются туристом: футбольный, хоккейный, теннисный, комплексный (мероприятия где представлены множество видов спорта).

В зависимости от уровня проводимых мероприятий выделяют региональный, республиканский, международный.

Спортивный и спортивно-оздоровительный туризм можно классифицировать:

в зависимости от степени организации: организованный и самодеятельный.

в зависимости от степени подготовки участников: профессиональный (спортивный); любительский (самодеятельный).

в зависимости от вида препятствий, преодолеваемых на маршрутах: горный; водный и т.д.

Самой разнообразной классификацией является разделение спортивного туризма по видам передвижения.

Автомототуризм - путешествие с использованием автомобильного транспорта по основной части маршрута.

Велосипедный туризм- путешествия с использованием велосипедного транспорта, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.

Водный туризм, к которому относятся различные виды водного спорта. Рафтинг - это сплав по порожистым рекам на надувных судах. Дайвинг - один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма, предусматривающий погружение под воду в специальном костюме.

Конный туризм- туризм осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам, или другим местам.

Лыжный туризм - к нему относится и оздоровительные туры выходного дня, хождение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, совершение коротких или многодневных переходов.

Горнолыжный туризм - один из традиционных и очень популярных во всем мире видов туризма. По степени сложности спуски на горных лыжах разделяются на несколько категорий. Каждый горнолыжник может выбирать тот отрезок трассы, который соответствует его классу и опыту.

Пешеходный туризм - (треккинг): пешие походы практически не требуют специальной подготовки и оборудования. Это самый распространенный вид туризма в Беларуси.

Горный туризм предусматривает прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек. В Беларуси не развивается.

Спелеотуризм - исследование пещер, шахт, разломов или пропастей - один из самых опасных и тяжелых видов деятельности. Спелеотуризм может быть самым различным по направленности. Экскурсионно-познавательные туры проводятся по специально обустроенным для экскурсионного показа пещерам. В Беларуси может развиваться на выработанных соляных шахтах.

Альпинизм - вид туризма предусматривающий восхождение на горные вершины или преодоление горных препятствий. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Из-за равнинного типа рельефа, развитие данного вида на природных объектах Беларуси невозможно, однако активно развиваются скалодромы и подобные сооружения.

Так же существует классификация спортивного туризма по возрастно-социальному признаку, согласно ей выделяется:

Детский туризм;

Юношеский туризм;

Взрослый туризм;

Семейный туризм;

Туризм для людей с ограниченными возможностями.

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма:

Путешествия (в том числе одиночные);

Экстремальный туризм;

Дисциплина дистанции;

Дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе;

Короткие маршруты в классе спортивных походов.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его признаков, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на:

Походы выходного дня (некатегорийные походы);

Походы 1 - 3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;

В разных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном, водном, лыжном, велосипедном и спелеотуризме - шесть категорий сложности; в автомото- и парусном туризме - пять .

В настоящее время туризм является сферой жизни человека, которая позволяет ему удовлетворить разнообразные потребности - в отдыхе, общении, познании, новых впечатлениях и т.д. Первым уровнем мотивов, побуждающих человека к путешествиям, является физическая мотивация, которая направлена на восстановление тела и души, оздоровительные цели, удовольствие и спорт.

Во многом это определяется стремительным ритмом и высоким уровнем стресса жизни современного человека, что все чаще стимулирует его к активному проведению свободного времени. Указанные факторы во многом объясняют рост популярности активных видов туризма. Одним из видов активного туризма является спортивный туризм, который, с одной стороны, удовлетворяет потребность человека в занятии спортом (активный туризм), а с другой, - потребность в причастности к спортивным состязаниям, когда турист путешествует с целью посещения спортивных мероприятий, на которых он получает удовольствие в качестве болельщика (пассивный туризм).

Следует отметить, что на сегодняшний день спортивный туризм - это недостаточно развитое, но тем не менее перспективное направление туризма как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многих отделов туризма и Домов творчества детей, юношества, по данным государственной статистики в 28 тыс. объединенных учреждений дополнительного образования занимаются около 425 тыс. обучающихся. Ежегодно в походах участвуют более 1,6 млн детей. Спортивным туризмом в России занимается до 3 млн человек. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов РФ.

Туристические походы различаются по продолжительности, дальности, способам передвижения и сложности маршрута. Участнику спортивного туристского похода за выполнение определенных нормативов присваиваются разряды и звания в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации утвержденной государственным комитетом по спорту. Туристические походы подразделяются на виды согласно определенным классификационным признакам. По форме проведения различают прогулки, походы, путешествия, слеты, соревнования, экспедиции. По территориальным признакам принято различать местные (например, в пределах одного административного района) и дальние походы. По способу передвижения и видам маршрута туристические походы подразделяются на пешеходные, лыжные, горные, водные, спелеологические, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные комбинированные.

Пеший туризм - чаще всего первый вид, с которого начинается увлечение туризмом, самый легкий и доступный, организация которого не представляет большой сложности. Группа средней подготовленности (4 — 12) человек может проходить в день 25-30 км. Вес рюкзака зависит от продолжительности и удаленности от населенных пунктов. В 2-3-дневных походах составляет у мужчин 12-15 кг., у женщин - 6-10. В категорийных, в начале маршрута вес рюкзака может достигать у мужчин 25-30 кг, у женщин - 15-20. Время движения составляет 5-6 часов, обычно с 9.00 и с 16.00, в жаркое время рекомендуется использовать утренние и вечерние часы.

Специфика лыжного туризма предъявляет высокие требования к специальной, физической и волевой подготовке. Лыжи должны быть шире обычных, с различными жесткими креплениями, позволяющие одевать на ноги бахилы от снега и холода. Для ночлега используют палатки с двойными стенками, туристические печки, теплые спальники (пуховые) и костюмы. Открытая местность предполагает неприкосновенный запас топлива (дрова, сухой спирт, примусы) на случай вынужденной остановки (погода, болезнь, короткий световой день, мороз, тяжелый покров, изменение маршрута и т.д.). Также необходим специальный ремнабор. Из-за дополнительных теплых вещей и продуктов питания, рюкзак туриста- лыжника на 15-20% тяжелее. Кроме того, при переходах необходимо с собой нести термоса с горячим чаем и бульоном. Свои сложности представляет постановка палатки, разведения костра и приготовление пищи на снегу и пониженной температуре. Группа должна быть не менее 10-12 человек.

Горный туризм - разновидность пешего или лыжного похода, но в силу специфических горных условий выделен в самостоятельный вид.

Водный туризм является одним из самых популярных видов туризма, организуют обычно с использованием плавсредств (байдарки катамараны, плоты). Особенность заключается в том, что основная часть времени проходит на воде, и нет необходимости нести груз на себе. Значит можно больше брать снаряжения, продуктов, личных вещей. Водные походы обычно проходят по рекам и озерам, различной сложности, с использованием различных спассредств (жилеты, воздушные емкости). Вещи, продукты должны находиться в непроницаемых оболочках и быть надежно прикреплены к плавсредству. Обязателен ремнабор к плавсредству.

Велосипедный туризм имеет ряд преимуществ, особенно важно, что скорость передвижение в 5-6 раз выше и снаряжение с питанием не нужно нести на своих плечах. В данном виде чаще всего участвуют подготовленные люды, владеющие техникой езды, знакомые с правилами движения и устройством велосипеда. Обычно используют туристические, дорожные или горные велосипеды. Очень важна роль грамотного руководства турпоходом и соблюдения норм безопасности участниками. Также обязательны ремнабор, аптечка и запчасти велосипеда.

По построению трассы походы дифференцируются на линейные, кольцевые и радиальные. Линейные маршруты проходят через несколько (как минимум два) географических пунктов или туристических объектов (баз), причем начальная и конечная точки такого маршрута не совпадают и находятся друг от друга на определенном расстоянии. Кольцевые туристические маршруты проходят через ряд географических пунктов или туристских объектов, при этом начальная и конечная точки маршрута совпадают. Радиальные маршруты предполагают пребывание туристов в течение всего срока реализации программы походов в одном туристском объекте, что не исключает их участие в многодневных туристских походах с ночлегами вне туристского объекта. По продолжительности различают походы выходного дня и многодневные походы. По времени функционирования туристские походы могут быть круглогодичными и сезонными. По организационной продолжительности можно выделить походы, организованные туристскими фирмами, станциями юных туристов, туристскими клубами и секциями. По возрастному составу путешествующих подразделяют так: дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди.

Цели похода

«Для чего идем в поход?», - этот вопрос должен задать себе каждый: и ты, и твой товарищ, собравшийся пойти с тобой, поскольку цель похода определяет многое: состав группы, снаряжение, маршрут.

К сожалению, бывает, что неопытная туристская группа выходит в поход, не продумав маршрута. Такой поход не принесет удовольствия, потому что живописные уголки природы могут остаться в стороне, а искупаться в реке вы не сможете из-за трудного к ней подхода. Это случается с теми, кто отправляется в путь по принципу: «Идем, куда глаза глядят». Успех каждой экспедиции зависит от того, насколько хорошо она подготовлена.

Поход — та же экспедиция . Значит, без подготовки и он не может состояться. Прежде всего определите цель похода. Цели — а значит, и походы — бывают разные: . оздоровительные (прогулки по лесу, в горах, по реке); . познавательные, экскурсионные (знакомство с республиками, городами, музеями, историческими памятниками, заповедными местами и т. д.); . военно-патриотические (изучение боевого пути прославленных воинских соединений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, сбор материалов о земляках-героях); . историко-краеведческие (такие походы помогают пополнять экспозиции местных музеев, собирать сведения по истории школы, села, поселка, города); . природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек, лесов и других мест массовых посещений); . учебные (новички овладевают основными туристскими навыками); . спортивные (участники похода соревнуются, выполняя нормативы, утвержденные Советом Туристско-спортивного союза России).

Цель путешествия может быть связана с выполнением каких-либо общественных поручений (провести биологические наблюдения, составить геологическую коллекцию, собрать полезные растения, лекарственные травы, обследовать состояние культурно- исторических памятников, малых рек и т. п.). Не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать одну. Если же их все-таки несколько, выделите главную. Остальные считайте сопутствующими. Удастся их осуществить — хорошо, нет — не беда. Отложите до другого похода. Новичкам вообще не стоит задаваться никакими иными целями, кроме учебных. Цель каждого путешествия должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Пусть каждый, подумав, решит сам, идти ему в такой поход или не стоит. От цели похода зависит и его организация. Например, в спортивном походе обязанности распределяют так, чтобы каждый делал то, что у него лучше выходит; в учебном — наоборот: каждому лучше делать то, что у него пока получается плохо, чтобы учиться, приобретать навыки.

Выбор и разработка маршрута

У начинающих туристов часто появляется желание сразу же отправиться в путешествие «за три моря». Многим кажется, что существует какой-то чудо-край, где все гораздо интереснее, чем там, где они живут. Однако познать в первую очередь необходимо именно родные места и начинать следует с путешествий в окрестностях своего города или села. Не увлекайтесь сразу большими километрами. Часто бывает, что чем меньше пройдешь, тем больше узнаешь, увидишь и лучше отдохнешь. Выбор маршрута — наиболее ответственный этап подготовки к походу. Посмотрите литературу, в которой рассказывается о географических особенностях района и его истории. Карты окрестностей города или района можно найти в библиотеках или краеведческих музеях. Полезно побеседовать с людьми, которые знают район. В любом случае постарайтесь выбрать маршрут, проходящий по живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь к дому тем же путем, по которому шли. Новичкам лучше пользоваться уже известными, пройденными кем-то маршрутами. Пусть вас не смущает, что они уже кем-то пройдены. От этого они не станут менее интересными. Чаще всего маршруты составляются по кольцевому принципу. В окрестностях больших городов, где железные дороги и шоссе расходятся от города радиусами, можно начать маршрут с железнодорожной станции одной линии и закончить его на станции другой линии.

Для пешеходных маршрутов целесообразнее выбирать небольшие проселочные дороги и тропинки. Крупные автострады не только опасны, но и вредны: пыль и отработанные газы машин не укрепят здоровья и не принесут удовольствия участникам похода. Просматривая карты, схемы, следует отметить места, удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, различные естественные препятствия — овраги, болота, чащи и тому подобное. Узнайте все о местном транспорте, населенных пунктах, дорогах, тропах, лесах. Не забудьте спросить о магазинах, столовых, пекарнях. Обязательно свяжитесь с лесничеством и сообщите о предстоящем походе. Вам помогут уточнить маршрут, чтобы в пути не повредить природу, подскажут удобные места привалов. Если путь ваш пройдет по заповедникам, дадут специальное разрешение, без которого нельзя собирать здесь лекарственные растения, заготовлять дрова для костра. Составьте график движения: разбейте маршрут по дням, определите расстояния дневных переходов, ориентировочно наметьте места стоянок, пополнения запасов.

Опытные туристы советуют вычертить схему маршрута — наглядную иллюстрацию к графику движения — и на ней точно показать весь путь группы. При составлении маршрута нужно точно установить часы выхода и возвращения, чтобы успеть отдохнуть после похода. Нормой для начинающих туристов считаются 10—15 км в день. Более опытные туристы могут проходить в день по 25 км. Определите задание, что вы успеете сделать в походе, исходя из длительности пешего перехода: учтите время, которое займет осмотр интересных мест, остановки и привалы, купание, игры и т. п. Желательно, чтобы разработкой и обсуждением маршрута занимались все участники похода. Если же маршрут разрабатывает один руководитель или подготовительная группа, необходимо сообщить всем подробные сведения о предстоящем путешествии. Задолго до выхода следует зарегистрировать поход. Если он займет не больше пяти дней, достаточно встать на учет в своем учебном заведении (университет, школа, оздоровительный лагерь). Если маршрут рассчитан на большее время, зарегистрироваться нужно в МЧС, в туристской организации: в клубе или на станции юных туристов.

Комплектование туристских групп

Комплектование группы важный момент в работе ее руководителя. От численности группы, социального, возрастного состава ее участников во многом зависит успешность прохождения маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настойчиво и последовательно формировать навыки поведения туристов. Чтобы поход прошел хорошо, коллектив должен быть однородным по силам и интересам. Участие слишком многих людей быстро выявляет различие вкусов и их физической подготовки. Одни активны, им хочется больше увидеть, других привлекают длительные остановки; одни ходят быстро, другие медленно.

Поэтому максимальное число участников путешествия — не более 25—30 человек. Однако, если записалось очень много ребят, волноваться не следует: в процессе подготовки часть из них отсеется по различным причинам (одного родители не отпустят, другой сам передумает). В походе хороши такие ребята, которые не спихивают с себя лишние заботы, не откажутся поднести рюкзак заболевшего товарища, не спасуют, не бросят в беде, с которыми, как говорят бывалые солдаты, можно смело идти в разведку. Поэтому перед походом обсудите и утвердите каждого. При этом учтите его интересы и склонности. Например, если планируется краеведческий поход, то очень нужны ребята, имеющие навык следопытской работы, члены исторического кружка или музейной секции. В путешествии ни в коем случае не должно быть «пассажиров». Каждому — конкретное дело, у каждого — определенные обязанности.

Задача руководителя туристской группы — сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов, для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен: . уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне ее; . принимать меры для сплачивания коллектива группы; . определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» - найти способы ее нейтрализации. Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов.

Так, лыжники, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах. Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеведения, зоологии, ботаники, истории. Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поездки. Для школьников и студентов — это каникулы, для большинства работающих — время отпусков.

От численности группы во многом зависит эффективность организации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы туристов наносят значительный вред окружающей среде. Практика показывает, что оптимальный численный состав туристской группы в походе колеблется в пределах от 6 до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегорийном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек. Правилами проведения туристских спортивных походов установлен минимальный состав участников: в походах низших категорий сложности — от 2 до 4 человек; в группах туристов — школьников — 8 человек, кроме лыжных и горных.

В зависимости от возрастного состава и сложности похода максимальное количество участников может составлять от 12 до 30 человек. Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников. Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья - иметь опыт организации полевого ночлега. Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.).

Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие. В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры). Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы. При этом надо учитывать пожелания и способности каждого.

В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:

. староста — первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в группе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы;

. ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода. Наблюдает за состоянием снаряжения, руководит всеми ремонтными работами, а по окончании похода сдает все в туристский клуб или в пункт проката;

. ответственный за питание должен быть энергичный, расторопный и аккуратный турист. Он организует получение необходимого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами. Выдает продукты дежурным. В помощь ему обычно выделяют 2—3 человек;

. казначей составляет смету, производит все денежные расчеты, ведет строгий учет расходов, собирает и подшивает для отчетности документы — транспортные билеты, квитанции, копии товарных чеков; . спортивный организатор проводит утреннюю зарядку, организует спортивные игры и соревнования на привалах. Хранит и отвечает за спортивный инвентарь;

. санитар отвечает за соблюдение режима дня, санитарное состояние туристов, хранит и пополняет аптечку, выдает медикаменты. Он заботится о качестве продуктов, о соблюдении питьевого режима. Он же оказывает первую помощь; . культорганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия;

. фотограф снимает все интересные моменты путешествия, готовит фотографии для отчета;

. летописец пишет путевые заметки, составляет отчет о походе. В зависимости от целей похода у участников могут быть и другие «должности», например, механик, краевед, топограф, метеоролог ответственные за сбор гербариев, лекарственных трав, коллекций минералов и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов. Все участники поочередно несут дежурство.

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях - от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям - работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя - Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых - мастера спорта по горному, А. Битус - мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик - республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения - заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее - по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. - чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период - период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, - начался новый этап их истории -- в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

Похожие статьи