Виды тренировочных занятий. Типы организации занятий. Типы и классификации тренировочных занятий

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы. Современное состояние вопроса о тренировке является довольно противоречивым. С одной стороны, тренеры и спортсмены знают, как спланировать отдельную тренировку в своем виде спорта. С другой стороны, подходы к тренировке и системы подготовки постоянно меняются и улучшаются. В итоге сама тренировка также меняется. Некоторые тренеры достигают мастерства в этом творческом процессе, однако часто они не могут (или не хотят) объяснить, как они соединили эти компоненты в одно удивительное целое. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить самые существенные общие подходы к планированию тренировочного занятия.

1.1. ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Этот раздел представляет три практически важные классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: (1) организацию, (2) задачи и (3) уровень нагрузки.

1.1.1. Классификация тренировок по форме организации

Множество возможных организационных форм, используемых в мировой тренировочной практике, можно объединить в три основные группы, которые представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тренировок по форме их организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная, выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Как видно из табл. 1.1, каждая организационная форма и соответствующий ей тип тренировки имеют свои преимущества, а также специфику и ограничения. Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах. Более того, в некоторых видах спорта типа фигурного катания, индивидуальные тренировки формируют почти всю программу подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако даже в командных видах спорта индивидуальные тренировочные занятия вносят определенный вклад в программу подготовки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее с шайбой и др. предсезонная подготовка игроков мирового класса находится в зоне их личной ответственности. Звезды мирового класса должны привлекать свои собственные средства, договариваться о помощи тренера и составлять расписания тренировок, обычно индивидуальных.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет проходил месячный специализированный цикл подготовки вне сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализирововшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых тренером и частично - самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила спортсмену поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами.

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда». Автор Анибал Массэйни Нету , Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким знаменитым.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

1.1.2. Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Спортивная практика требует дифференциации тренировок по типу наиболее распространенных задач. Классификация, основанная на систематизации задач, решаемых в процессе тренировки, представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация тренировок, основанная на задачах тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или

технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное реше­ние различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Нужно подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует значительной мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Таким образом, этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики. Еще одна функция этих тренировок -соединение тактических и технических навыков, что является чрезвычайно важным для успешного выполнения соревновательного упражнения. Частично тактические тренировки можно проводить в классе как часть теоретической и интеллектуальной подготовки. Однако основная часть такой работы должна планироваться и тщательно осуществляться в специфических по виду спорта условиях, когда частично могут быть смоделированы напряженные соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физиче­ских и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, находящимся в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Так, широко распространенный подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Такие тренировочные средства комбинированного двухстороннего эффекта называют сопряженными упражнениями. Обычно такое соединение обеспечивается при выполнении упражнений в условиях, искусственно снижающих скорость передвижения или увеличивающих ее (Маглиско , 1992).

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и особенно популярны в циклических локомоциях типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, акаде­мической гребли и др. Обычно эти упражнения направлены на совершенствование навыка при­ложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и уве­личивающегося уровня мышечной выносливости. Вариант с использованием условий, искусственно снижающих скорость передвижения, может быть реализован с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передви­жения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких тренировок - это совершен­ствование специфического по виду спорта технического навыка скоростного перемещения, а также рост максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

1.1.3. Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Табл. 1.3, основанная на такой классификации Зациорского (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 - самой большой.

Таблица 1.3

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки(по Зациорскому , 1995; в редакции Иссурина , 2003)

Цель тренировки

Уровень тренировочной нагрузки

Время восстановления, ч

Оценка нагрузки, ранг

Развитие

Предельный

Существенный

Поддержание

Восстановление

Небольшой

Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга (, 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки, - табл. 1.4.

Таблица 1.4

Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга (, 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)

Уровень индивидуального восприятия нагрузки

Словесная оценка нагрузки

Тип тренировки

Очень, очень легкая

Очень легкая

Умеренная

Восстановительная

Немного тяжелая

Поддерживающая

Очень тяжелая

Очень, очень тяжелая

Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести по крайней мере два практически важных следствия:

1) уровень нарузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;

2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.

1.1.4. Ключевые тренировки как решающее звено развивающего тренировочного процесса

Концепция блоковой периодизации обращает особое внимание на планирование тренировочного процесса путем подбора серии из нескольких тренировок. Принцип высокой концентрации требует, чтобы тренировочная нагрузка фокусировалась на минимальном количестве качеств-мишеней. В отличие от традиционного подхода, где важнейшее значение имеют общие объемы выполненных упражнений, концепция блоковой периодизации провозглашает абсолютный приоритет «общего количества развивающих тренировок» как ключевой характеристики.

Пример. Высококвалифицированный каноист должен развить базовую аэробную выносливость. Для этой цели он должен выполнять еженедельно 40-45-километровый объем упражнений на уровне, близком к анаэробному порогу. В соответствии с традиционным подходом этот километраж может быть разделен на девять тренировок, в которых будет скомбинирован с упражнениями другой направленности (на анаэробную гликолитическую выносливость, силовую выносливость, максимальную скорость и т.д.). Спортсмен, выполняющий такую программу, будет постоянно утомлен, а тренировочный эффект будет меняться от небольшого до незначительного. Концепция блоковой периодизации требует концентрации на упражнениях, направленных на качества-мишени, главным образом, в рамках трех-четырех развивающих тренировок, которые не могут комбинироваться ни с какими анаэробными гликолитическими задачами. Спортсмены будут иногда (но не всегда) чувствовать себя утомленными после напряженных развивающих тренировок, а тренировочный эффект будет более благоприятным.

Согласно концепции блоковой периодизации, качество тренировочного процесса жестко определено количеством и последовательностью развивающих тренировок. Более того, некоторые из них должны быть ударными, а их место должно быть четко задано при планировании. Самые важные развивающие тренировки, которые сосредоточены на текущих главных направлениях тренировочного процесса, называются ключевыми тренировками.

В течение долгого времени ведущие тренеры отбирали и выделяли некоторые тренировочные занятия, которые формируют пики соответствующих тренировочных циклов и концентрируются на самых важных задачах и рабочих нагрузках. Такие пиковые тренировки, названные выше ключевыми, также требуют от спортсменов интеллектуальной и эмоциональной концентрации и готовности работать более напряженно, чем обычно.

Пример. Тим Ноукс (1991), всемирно известный спортивный физиолог, сформулировал некоторые правила тренировки, основанные на опыте великих бегунов на средние и длинные дистанции, таких, как Герберт Эллиотт , Рон Кларк и Фрэнк Шортер . Первое правило: «Чередуйте напряженные и легкие тренировочные дни». Это очень близко к тренерской концепции ключевой тренировки, которую можно выразить так: «Чередуйте особенно напряженные тренировки с менее напряженными и легкими».

Вот почему принцип концентрации рабочей нагрузки, постулированный в концепции блоковой периодизации в целом, должен также применяться и для серии нескольких тренировочных занятий. Основные особенности ключевой тренировки представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Основные характеристики и особенности ключевых тренировок

Основные характеристики

Особенности

Нагрузка в тренировочном цикле воздействует на наиболее важные качества-мишени, обычно одна цель соответствует двигательной подготовленности, а другая - технической или тактической

Интеллектуальный фактор

Спортсмены должны быть особенно мотивированы к выполнению той тренировочной нагрузки, которая определяет эффект всей программы тренировки

Время воздействия

Ключевая тренировка планируется для выполнения в «наилучшее время»: когда спортсмены уже подверглись влиянию предыдущих нагрузок, но все еще не чрезмерно утомлены

Уровень нагрузки

В соответствии с требованиями развивающей тренировки: значительный, большой или предельный

Организационные формы

Сотрудничество внутри группы и дух товарищества особенно желательны

Контроль

Всесторонняя и объективная регистрация значимой информации (с использованием таких инструментов, как хронометры, мониторы ЧСС и лактата крови, видео...) или использование визуальных признаков и педагогической оценки

Как видно из табл. 1.5, ключевые тренировки требуют особого внимания в плане методологического обеспечения, организации и психологии. Эти тренировочные занятия должны содержать самые эффективные и показательные упражнения; очень часто их результаты можно использовать для контроля за тренировочным процессом и для оценки рабочего потенциала спортсменов.

Не рекомендуется включать в ключевые тренировки неизвестные средства или создавать абсолютно новые условия, которые требуют предварительного опробования. Спортсмены должны сосредоточиться на качестве своей работы; новые средства и условия тренировки могут отвлечь внимание спортсменов от специфических деталей выполняемой нагрузки и уменьшить уровень их мотивации. Все требования, предъявляемые к выполняемой работе, организационные детали и условия должны быть четко объяснены до начала тренировочного занятия. Изложенное верно для любой тренировки, но особенно важно для ключевой.

2.2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ

Несмотря на разнообразие и специфику различных видов спорта, существуют общие правила того, как должно строиться любое отдельное тренировочное занятие. Знания о структуре тренировки принадлежат к наиболее комплексному разделу теории тренировки, который все тренеры начинают изучать в процессе приобретения личного опыта с начала собственной спортивной карьеры. Действительно, каждый знает, что отдельная тренировка состоит из вводной части (разминки), основной (в которой выполняются запланированные нагрузки) и заключительной. Эта общая структура подходит ко всем возможным комбинациям организационных форм и упражнений и описана многими авторами. Однако прогресс спортивной науки и практики привел к более полному пониманию фактов, которые когда-то казались очень простыми, а теперь представляются многозначными. Таким образом, сущность и содержание каждого компонента тренировки теперь могут быть рассмотрены под более широким углом зрения.

2.2.1. Разминка

Великий новозеландский тренер Артур Лидьярд включил главу, посвященную разминке, в свою книгу, которую он написал вместе с Гартом Джилмуром (2000). В ней он отметил, что однажды после лекции всемирно известного австралийского тренера Перси Сиратти , который работал с многократным рекордсменом мира и олимпийским чемпионом в беге Гербертом Эллиоттом , спросили о роли разминки. Авторитетный тренер ответил, что кролики не разминаются, но могут бежать «как сам дьявол». Тренер из колледжа Абилина , который задал вопрос, не назвав своего имени, отнесся к такому ответу критически и провел специальное исследование.

Результаты исследования. Тренер из Абилина нашел место обитания кролика и снял его поведение перед началом бега. Когда кролик вылез из норки, он осмотрелся вокруг (поворачивая голову, напрягая и растягивая мышцы шеи и спины) и пробежался несколько раз вперед и назад. После этого он побежал через поле. Таким образом, кролик действительно выполнил разминку, хотя и не такую серьезную, как бегуны-люди (Лидьярд и Джилмур , 2000).

Было бы справедливым сказать, что в настоящее время очень немногие тренеры или спортсмены все еще сомневаются в необходимости разминки. Однако требуются данные об эффективных разминочных моделях и сочетаниях. Здесь, как это обычно бывает в тренировке высококвалифицированных спортсменов, существуют два главных подхода: собрать опыт использования разминочных моделей со всего мира и рассмотреть результаты тщательно выполненных исследований. Второй подход может быть проиллюстрирован результатами долгосрочного исследования, проведенного на спортсменах высокого уровня.

Результаты исследования. Двенадцать футбольных команд национального дивизиона (180 игроков) были разделены на две группы. Первая использовала модифицированную тренировочную программу, в которой вводная и заключительная части тренировок тщательно планировались на основе результатов предыдущих исследований: упражнения с мячом объединялись с программой на растяжку; заключительная часть тренировки состояла из бега трусцой и стретчинга (техника удержания - расслабления). Подготовка контролировалась врачами и физиотерапевтами. Вторая группа состояла из шести команд, которые тренировались традиционно и служили контрольной группой. Результаты шести месяцев тренировок показали весьма существенное превосходство спортсменов, выполнявших модифицированную программу подготовки (рис. 1.1). Отмечено сокращение количества травм (в 4 раза) и значительное уменьшение количества пропущенных из-за повреждений опорно-двигательного аппарата тренировок (Экстранд и др., 1983).

Вышеупомянутое исследование можно считать нетипичным, потому что оно включает комплексный эффект выполнения вводной и заключительной частей тренировки, а также медицинский контроль. Обычно научный подход подразумевает изучение отдельных эффектов нескольких факторов и анализ того, что они могут дать практике.

Например:

включение упражнений на растяжку в разминку увеличивает диапазон движений нижних конечностей футболистов (Моллер и др., 1985);

активная разминка без растяжки не влияет на гибкость и поэтому является неподходящей (Заказ и др., 2006);

предшествующее выполнение интенсивного упражнения существенно стимулирует аэробный метаболизм в работающих мышцах во время последующей напряженной работы (Бангсбо и др., 2001).

С другой стороны, опыт передовой спортивной практики остается очень ценным источником знания того, как организовать разминку в любом виде спорта.

Рис. 1.1 . Предупреждение травм у футболистов в результате применения модифицированной тренировочной программы, сфокусированной на вводной и заключительной частях тренировки (по Экстранду и др., 1983)

Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку (табл. 1.6). Конечно, регулирование метаболических процессов должно быть специфическим по виду спорта; однако это не значит, что функция разминки важна для бегунов и не важна, например, для стрелков. На самом деле изменения температуры тела и уровня энергообеспечения абсолютно необходимы для последующей серьезной работы, даже если характер и содержание этой работы являются специфическими для разных видов спорта. Нужно также упомянуть важную роль регулирования метаболических процессов в предотвращении повреждений опорно-двигательного аппарата. В интервью на различных спортивных состязаниях выдающиеся тренеры рассказывают, что по крайней мере половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность выполнения последующих нагрузок в основной части тренировки.

Точно так же техническое и координационное врабатывание является обязательной функцией разминки в любом виде спорта; ее роль в предотвращении травм у спортсменов будет рассмотрена ниже подробно. Третья функция разминки также существенна, она особенно важна в видах спорта, где интеллектуальные и позна­вательные компоненты играют ведущую роль, типа игровых видов, единоборств, а также при приобретении новых технических навыков и т.д.

Таблица 1.6

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами (по Де Врайсу , 1986; Мак Ардлю , Кэчу и Кэчу , 1991; Пауэрсу и Хаули , 1994)

Ожидаемые эффекты

Регулирование метаболических процессов

Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое и координационное врабатывание

Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Разминка в любом виде спорта подразделяется на две части: общую и специальную, которые характеризуются соответствующим набором упражнений (табл. 1.7).

Общая часть разминки обычно начинается с постановки целей на предстоящую тренировку, и в это же время спортсмен получает самые существенные инструкции о деталях выполнения нагрузки и организации тренировочного занятия. Спортсмены высокой квалификации обычно разминаются по-своему, выполняя собственную комбинацию упражнений. Однако иногда требуется акцентирование некоторых деталей общепринятой схемы вводной части тренировки, например: пролонгирование общей части в случае низкой температуры окружающей среды (проще говоря, замерзшие спортсмены нуждаются в более долгой разминке, чтобы согреться); включение дополнительных упражнений из-за предшествовавших травм мышц или суставов; более осторожное выполнение разминочных упражнений для тех групп мышц, которые все еще болезненны после предыдущей тренировки и т.д. Признаками наступления желаемого состояния, которое должно быть вызвано выполнением этой части разминки, являются увеличенная ЧСС (до 110-130 уд./мин), потоотделение, увеличенные частота дыхания и легочная вентиляция, улучшенное общее состояние организма. Общая часть разминки обычно длится 8-15 мин.

Таблица 1.7

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности

Часть разминки

Особенности

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); калистеника - различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8-15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта упражнения, воздействующие на преобладающие метаболические системы и технические (и/или технико-тактические) навыки, которые будут задействованы в основной части тренировки

Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10-20 мин

Начальная часть разминки обычно должна включать несколько упражнений низ­кой и средней интенсивности, чтобы усилить кровообращение, увеличить темпера­туру тела и облегчить процессы окисления в работающих мышцах. Общепризнанно, что согретые мышцы и соединительные ткани легче удлиняются и положительно реагируют на растяжение. Поэтому следующий шаг включает упражнения на рас­тяжку, в которых активная динамическая составляющая (скручивания, круговые движения рук и верхней части туловища и т.д.) предшествует пассивной. Обще­принятая схема вводной части тренировки продолжается силовыми упражнениями с умеренными усилиями, обычно выполняемыми без отягощений, хотя могут ис­пользоваться и упражнения с сопротивлением партнера.

Специальная часть разминки посвящена специфическим по виду спорта метаболическим и/или техническим особенностям предстоящей тренировки. Специально подобранные упражнения должны активизировать координационные механизмы, необходимые для выполнения технических действий, используемых в основной части тренировки. Кроме того, эти упражнения должны помочь усилить интеллектуальную готовность для решения последующих двигательных задач более высокой сложности. С этой точки зрения эти упражнения важны для предотвращения неудач при выполнении координационно очень сложных упражнений, то есть они вносят свой вклад в предупреждение травм.

Несмотря на разнообразие возможных вариантов разминки, существуют два альтернативных, используемых креативными тренерами в различных видах спорта (табл. 1.8).

Наиболее часто используемый вариант - стандартная специальная разминка, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности. Такая разминка является частью обычной работы; не требует никакой дополнительной мотивации, может быть легко организована и обычно длится 8-15 мин. Высококвалифицированные спортсмены обычно имеют собственный вариант стандартной разминки и даже некоторое количество других вариантов для разных спортивных дисциплин.

Таблица 1.8

Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения специальной части разминки

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие соревновательные, или другие нестандартные, включающие относительно новые или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настройка на выполнение необычной двигательной программы

Пример. Тяжелоатлеты выполняют индивидуальные стандартные специальные разминки перед рывком и перед толчком (они разные). Содержание и продолжительность этих вариантов подбираются спортсменом и тренером индивидуально. Точно так же гимнасты используют нуж­ный вариант специальной разминки для каждой гимнастической дисциплины (упражнений на кольцах, вольных, прыжков, упражнений на брусьях и т.д.) Разумеется, относительно постоянное содержание и продолжительность этих разминок меняются в зависимости от внешних факторов (температуры, влажности и т.д.) и внутреннего состояния (усталости, предшествующей травмы, уровня тревожности и т.д.).

Специфическая специальная разминка обычно отражает необычный характер последующей работы. Это может быть специально организованная контрольная тренировка, в которой создается псевдосоревновательная ситуация. То есть вы­полняется модифицированная соответствующая спортивной дисциплине размин­ка. Особенной ключевой тренировке также может предшествовать специфическая вводная часть, которая должна отразить исключительный характер этого трениро­вочного занятия. Точно так же перед необычными событиями, подобными местным праздникам, публичным презентациям и т.д., может использоваться специфическая разминка. Следует заметить, что частое использование специфической разминки ведет к утрате ее необычности и уменьшает ее стимулирующий эффект.

Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет 3 типичных части: подготовительную (разминка), основную, заключительную. Особенности структуры занятия вытекают из специфики их содержания, которое характеризуется:

строго избирательной направленностью;

2) повышенными функциональными нагрузками.

Для спортивной тренировки не типична множественность основных задач в одном занятии. Из-за повышенной сложности решаемых задач необходимо концентрировать внимание на небольшом круге задач.

А весь объем задач решается за счет увеличения числа занятий.

Структура тренировочного занятия более монолитна, чем в других видах физического воспитания. Структура занятия зависит и от специализации, эта зависимость наблюдается в соответствии частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и т.д.

Для спортивно-тренировочных занятий характерна повышенная моторная плотность (круговая тренировка, интенсивно и экстенсивно интервальной работы).

Требования к занятия:

1. Цель занятий должна соответствовать общей цели обучения и тренировки.

2. Занятия должны воспитывать дисциплину, трудолюбие и спортивную мораль.

3.Строить занятия, таким образом, чтобы спортсмены сознательно и прочно овладевали технические навыки и развивали двигательные качества.

4.Каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и определяет содержание последующего.

5. Применять разнообразные методы обучения и совершенствования, соответствующие цели, содержанию занятий, степени подготовленности и возрастным особенностям занимающихся.

Существуют следующие типы занятий:

Учебные – где идет освоение нового материла (изучение)

Применяются на начальном этапе обучения у квалифицированных спортсменов при изучении тактических комбинаций.

Тренировочные – направлены на осуществление различных видов подготовки, они могут быть избирательной и комплексной направленности, широко используются в физической подготовке. Исполняют во II половине первой и в начале соревнований.

Учебно-тренировочные – здесь идет освоение нового материала его закрепление совершенствование и развитие физических качеств используются в подготовительном периоде.

Восстановление – в нем применяется небольшой суммарный объем нагрузки, ее разнообразие, эмоциональность, игровой метод, здесь идут восстановительные процессы после ударных микроциклов используют после и перед соревнованиями.


Модельные – проводятся по типу предстоящих соревнований, в период непосредственной подготовки к соревнованиям.

Контрольные – применяются для контроля за подготовленностью спортсменов. Планируются на всех этапах и периодах тренировки.

Основной формой организации обучения и тренировки (спортсменов) является тренировочное занятие (урок), при этом предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия проводимые тренером с применением различных методов тренировки. В силу специфически игры преимущество отдается групповым занятия.

Структура каждого занятия имеет 3 части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть – (5-10 мин) готовит функционально и психологически к решению задач основной части занятия. – Содержание подготовительной части зависит от содержания основной части, упражнения не должны быть утомительны. Быть сходными по координации, динамике и направленности нагрузки с предстоящими действиями основной части урока.

Основная часть (35-70) – здесь идёт решение основных задач тренировки, изучение и совершенствование технико-тактических действий, развитие физических и психологических качеств, используют специально подготовительные, основные, игровые упражнения и учебные игры. Новый материал изучается в начале основной части, затем закрепляется и повторяется пройденный и совершенствование идет в конце основной части.

Заключение (5-10 мин. ’) – снижение уровневой нагрузки, упражнение на расслабление, растягивание, концентрацию внимания, п/и разбор занятий.

Чаще всего занятия проводятся в групповой и поточной форме, круговым методом, кроме этого используется индивидуальная форма. Групповые занятия составляют основную часть занятия – однако в каждом занятии уделяется (10-15 мин) для индивидуального выполнения.

Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач

(Холодов Кузнецов)


п/п

Тип урока

Характеристика

1.

Комбинированные уроки

Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач

2.

Уроки с оздоровительной направленностью:

Ведущими являются оздоровительные задачи:

а)

развивающие

  • служат развитию различных систем организма;

б)

восстанавливающие (реабилитационные)

  • направлены на восстановление сил и работоспособности

3.

Уроки с воспитательной направленностью

Ведущими являются воспитательные задачи

4.

Уроки с образовательной направленностью

Ведущими являются образовательные задачи:

а)

вводные

  • проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами;

б)

уроки изучения нового материала (обучающие)

  • ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;

в)

уроки совершенствования

  • применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала;

г)

смешанные (комплексные)

  • содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.;

д)

контрольные

  • направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по теме или разделу

^ Типы уроков физической культуры

(по Матвееву А. П.)

Уроки физической культуры – основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые уроки (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

^ ФГОС

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических материалов (например, карточек) и методических разработок учителя.

^ Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5 - 6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).

Во-вторых , в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5 - 7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.

В-третьих , продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5 - 7 мин.

^ Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

^ Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:


  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;

  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

  1. гибкость, координация движений, быстрота;

  2. сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

  3. выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых , с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых , с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих , с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания , формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

^ Отличительными особенностями целевых уроков являются:


  • обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

  • планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7 – 9 мин);

  • использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;

  • обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). при этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются.

В средней (полной) школе урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают все более самостоятельный характер, т. е. учащимся предоставляется определенная самостоятельность в их планировании и структурировании, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по корректировке разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации занятий, включая и самостоятельные занятия дома. При таком подходе, наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью), появляются и так называемые практико-ориентированные уроки (занятия), которые по своей сути носят методический характер . На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы-конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.

92 93 94 95 96 97 98 99 ..

Организационно-методические формы учебно-тренировочных занятий хоккеистов

Эффективности формирования профессиональных качеств студентов и слушателей во многом способствует знание структуры и содержания тренировочного процесса, в том числе организационно-методических форм его проведения. Целесообразное их использование в зависимости от контингента занимающихся, тренировочного этапа, условий имеет существенное значение. К настоящему времени в практике хоккея широко используются следующие организационно-методические формы проведения учебно-тренировочного процесса - раздельная, круговая, поточная, самостоятельная.

Раздельная тренировка - это традиционная форма организации тренировочного процесса. Она предполагает выполнение серии упражнений, разделенных соответствующими интервалами отдыха в различных построениях группы (шеренга - по фронту; в колоннах - по два, по три, по четыре; по кругу) с одновременным выполнением всеми занимающимися одних и тех же упражнений. При этом в интервалах отдыха делается установка на выполнение следующего упражнения.

Использование раздельной организационно-методической формы не исключает деления группы на подгруппы в ходе занятия, если это методически целесообразно. Например, используя эту форму занятий по силовой подготовке, следует разделить группу на отдельные подгруппы, исходя из силовых возможностей спортсменов. При этом в каждой подгруппе выполняется одно и то же упражнение, однако вес снарядов и отягощений будет различный.

Круговая тренировка в последнее время получила широкое распространение. Ее основная суть заключается в последовательном системном выполнении упражнений на отдельных станциях, расположенных по кругу. В хоккее практикуется несколько модификаций круговой тренировки экстенсивного и интенсивного характера. Их преимущество перед традиционными организационными формами связано со следующими особенностями: круговая тренировка позволяет комплексно воздействовать на ряд двигательных качеств и навыков в структуре соревновательной деятель-ности. Она позволяет увеличивать моторную плотность занятия, повысить интерес и эмоциональный настрой, охватить большее число занимающихся. В круговой тренировке можно решать задачи физической, технической и тактической подготовки как избирательно (по отдельному виду), так и комплексно.

Подбирая комплекс упражнений по физической подготовке, следует предусмотреть их распределение по «станциям» таким образом, чтобы обеспечить последовательное воздействие на отдельные мышечные группы (шеи, плечевого пояса, туловища, ног).

Так как основные концепции круговой тренировки разработаны и достаточно полно представлены в работах Р. Моргана-Адамсона (1952- 1958), М. Шолиха (1966), Л. П. Матвеева (1977) и др., рассмотрим в качестве примера несколько комплексов с учетом специфики тренировки хоккеистов.

Комплекс общей силовой направленности (рис. 13.2).

1-я станция Стоя. Жим штанги из-за головы

2-я станция Выпрыгивание с гирей в руках, стоя на двух параллельных скамейках

3-я станция Наклоны вперед со штангой (гирей) за головой

4-я станция О. с. руки с гантелями впереди. Вращение кистями рук

Влево-вправо

5-я станция Приседания со штангой на плечах

6-я станция И. п. лежа на наклонной скамейке, руки с «блином»

За головой. Поднимание туловища до положения сидя

7-я станция И. п. упор лежа, стопы на скамье - отжимание

8-я станция Прыжки через скамью с «блином» в руках

Комплекс экстенсивного характера используется преимущественно на общеподготовительном этапе. На каждой станции располагаются по два человека. Работа проводится примерно в таком режиме: 50 с - работа, 60 с - интервал отдыха. После выполнения упражнения двумя спортсменами идет смена станций. Количество повторений упражнения на станции индивидуально и равно 3/4 от максимально возможного количества повторений. После прохождения всех станций круга пауза отдыха 3 мин. Всего три круга.

Комплекс рассчитан на общее силовое развитие основных мышечных групп.

Специализированный комплекс, направленный на развитие скоростносиловых качеств и скоростно-силовой выносливости (рис. 13.3).

1-я станция Имитация броска шайбы, выполняемая на тренаже-

Ре с отягощением 20 - 30% от максимума

2-я станция Челночное перемещение с имитацией бега на коньках

3-я станция Отжимание из упора лежа с последующим кувырком

4-я станция Бег с поясным эспандером

5-я станция Ведение утяжеленной шайбы

6-я станция Прыжки через скамейку

Рис. 13.2. Круговая тренировка силовой направленности

Рис. 13.3. Специализированный комплекс круговой тренировки

Режим работы: спортсмен проходит все станции с ходу, выполняя упражнения в максимально возможном темпе. Продолжительность упражнений на каждой станции равна примерно 10-15 с. Всего за тренировку спортсмен проходит 5 - 6 кругов. Интервал отдыха между кругами 3 мин.

Этот комплекс, так же как и предыдущий, проводится вне льда. Однако его упражнения по структуре и нервно-мышечным усилиям адекватны соревновательным упражнениям. Кроме того, комплекс адекватен и по режиму работы, поэтому он используется преимущественно в конце этапа общей и начале этапа специальной подготовки.

Комплекс специальной скоростно-силовой направленности

1-я станция Броски по воротам с максимальной силой и частотой

(скорострельность)

2-я станция Челночный бег с утяжеленным поясом (10* 10 м)

3-я станция Ведение утяжеленной шайбы на ограниченном участке ледового поля

4-я станция Падение на одно-два колена с быстрым подъемом в

Основную стойку (с утяжеленным поясом)

5-я станция Передачи утяжеленной шайбы партнеру (в одно касание)

6-я станция Единоборство за шайбу на ограниченном участке ледового поля

Режим работы:

Продолжительность упражнений на каждой станции - 30 -

Каждый конкретный этап спортивной подготовки подразделяют на основные и дополнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач периода или этапа подготовки, в них используются наиболее эффективные средства и методы, планируются наиболее значительные нагрузки и т. п. На дополнительных занятиях решаются отдельные частные задачи подготовки, создается благоприятный фон для протекания адаптационных процессов. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях обычно невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной моби­лизацией возможностей функциональных систем организма спорт­сменов.

По признаку локализации направленности средств и методов, применяемых в занятиях, следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части.

При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса. Первый заклю­чается в определении рациональной последовательности примене­ния средств, способствующих развитию различных качеств, вто­рой - в выборе рационального соотношения объема этих средств.

При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным – очередная нагрузка усиливает сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой; нейтральным – очередная нагрузка не изменяет существенно характера и величины ответных реакций; отрицательным – нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущее воздействие.

Направленность занятий с параллельным решением задач обу­словлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: 1) обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного харак­тера; 2) развивать выносливость при работе аэробного и анаэроб­ного характера; 3) совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п

Нагрузка в занятии

Основным фактором, определяющим степень воздействия трени­ровочного занятия на организм спортсмена, является величина на­грузки.

Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы.

Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивой работоспособности и не сопровождается ее снижением. Завершают работу в этом случае при появлении стойких признаков компенсированного утомления. Объем работы в занятиях со значительными нагрузками обычно составляет 70 % объема работы, выполняемой до наступления яв­ного утомления.

Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы в этом случае обычно колеблется в пределах 40- 50% объема работы, выполняемой до наступления явного утом­ления.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Количество упражнений, выполняемых спортсменами в занятиях с малой нагрузкой, составляет обычно 20-25 % объема работы до наступления явного утомления.

Похожие статьи

  • Бассейны для детей с 3 лет

    Ребенок, не умеющий плавать, вблизи водоемов подвергается риску. Между тем, держаться на воде может даже четырехлетний малыш, прошедший начальный курс подготовки. В нашей школе обучение ребенка плаванию в бассейне проходит безопасно и...

  • Джо фрейзер: мохаммеда али он не простил до конца жизни Друзья - враги

    Коронный левый хук приобрёл благодаря свинье Американский боксер-тяжеловес Джо Фрейзер скончался в возрасте 67 лет. Последние дни своей жизни прославленный боксер провел в хосписе в штате Филадельфия. Несколько недель назад у Фрейзера был...

  • Как хранить лук репчатый зимой?

    Как хранить лук репчатый, чтобы было меньше потерь? В этой статье решил рассказать о том, как хранить лук и как его подготовить к хранению. Также здесь будут некоторые полезные советы. Вы наверняка найдете что-то новое для себя. Хранение...

  • Какие упражнения для пресса после родов можно делать

    Беременность и роды меняют фигуру - факт. Кардинально, если набрать 20 кг веса, и не очень, если меньше. Со временем, конечно, общая масса тела приходит в норму, чего нельзя сказать о животе и бедрах, с которыми без определенных усилий...

  • В чем разница между грудным и диафрагмальным дыханием и как научиться дышать животом?

    Поверхностное и неглубокое дыхание - типичная проблема современного жителя большого города. Загрязненный воздух, курение, работа в сидячем положении и малоподвижный образ жизни - все эти факторы крайне негативно сказывается на технике...

  • Разрешим бесконечный спор

    Этот вопрос задают себе не и начинающие спортсмены, и спортсмены со стажем. Ведь у всех есть свои дела, обязанности, индивидуальные особенности. У одних есть свободное время утром, у других вечером, а у третьих – во время обеда, в середине...